
Поршневые кольца в двигателе автомобиля
Этому простому, но очень важному техническому решению уже больше полутора веков. Кольца были изобретены задолго до первых автомобилей и применялись на паровых машинах. До этого зазоры между поршнем и цилиндром уплотнялись совсем уж примитивным способом – намоткой из пеньки.
Ситуацию спас английский инженер Джон Рэмсботтом, предложивший в 1854 году пружинящие разрезные металлические уплотнения.
Назначение поршневых колец
Чаще всего поршень для автомобильного двигателя изготавливается из алюминиевого сплава и работает по стальной или чугунной гильзе цилиндра. Точное совпадение диаметров тут очень желательно для обеспечения компрессии и минимизации протечки газов под поршень, но невозможно, слишком уж велика бывает разница температур между поршнем и блоком.
Приходится выполнять детали, закладывая в конструкцию достаточно большой тепловой зазор, а для герметичности помещать в него упругий элемент в виде прочного кольца с калиброванной прорезью.
Помимо компрессии, кольцо должно обеспечивать регулирование смазки зазора, передачу тепла между деталями, а также обеспечивать минимум потерь на трение. Такой набор задач вынудил применить не одно кольцо, а несколько, с разными функциями.
Типовая конструкция поршневых колец
Чаще всего используется по три кольца на каждый цилиндр.
- Верхнее кольцо, или первое компрессионное, работает в самых тяжёлых условиях. Именно оно воспринимает термические и волновые удары от вспышек. Изготавливается из специальных марок чугуна, поверхность трения имеет хромовое покрытие. Тенденциями последнего времени являются применение стали, что связано с уменьшением размеров, а также нанесение особо твёрдых материалов по всей поверхности кольца.
- Среднее кольцо также выполняет компрессионные функции, но вопросов к нему меньше. Здесь больше масла, а температура гораздо ниже. Но технологии изготовления используются те же.
- Нижнее кольцо применяется для регулирования масляной плёнки вдоль стенки цилиндра. Обычно имеет достаточно сложную наборную конструкцию, призванную эффективно удалять лишнее масло и отводить его под поршень.
Рекомендации по эксплуатации автомобильных двигателей
Поршневые кольца, даже на самых надёжных двигателях, рано или поздно изнашиваются. Вполне возможно проведение частичного ремонта двигателя, когда при небольшом ещё износе цилиндро-поршневой группы можно ограничиться только заменой колец, купив поршневые кольца Motor-dizel, которые можно подобрать на двигатель конкретной марки автомобиля, чтобы они были стандартного заводского размера. Это определяется после тщательного промера формы цилиндра, который должен попадать в допустимые границы.
Производством колец занимаются многие фирмы, можно выделить несколько лидеров в этой области.
Лучшие европейские производители представлены немецкими компаниями Кольбеншмидт, Гетце и Мондьяль Пистон (Mahle Group). Список этим не ограничивается, хотя часто именно такие детали лежат в оригинальной упаковке от производителей автомобилей.
В Азии, конечно же, лидируют японские фирмы. Не подведут изделия от Tanaka Piston (TP), NPR и Riken. Компании давно и успешно производят высокотехнологичные комплекты колец, поставляя их и на конвейеры автозаводов.
Комментарии ()